Работа № 1
Математика Логические задачи •
Логические задачи разбирались во втором классе. Их решения удавалось организовать в виде таблицы. В четвертом классе появляются задачи, в которых требуется проверить, какие из высказанных предположений соответствуют действительности. При этом мы сознательно не пользуемся терминологией доказательства от противного.
Задача 1. Рядом сидят мальчик и девочка. «Я мальчик», — говорит черноволосый ребенок. «Я девочка», — говорит рыжий ребенок. Какой цвет волос у мальчика и какой цвет волос у девочки, если известно, что хотя бы кто-то из них солгал?
Решение: Допустим, что черноволосый ребенок сказал правду: он мальчик. Тогда девочка рыжая. Получается, что рыжий ребенок тоже говорит правду. Но по условию кто-то из них солгал. Следовательно, черноволосый ребенок сказал неправду. На самом деле он девочка, а значит, рыжий ребенок мальчик. Заметим, что слова «хотя бы кто-то из них солгал» означают, что солгал либо один ребенок, либо солгали оба. В нашей задаче сказали неправду оба ребенка.
Задача 2. Три друга учатся в гимназии. Один из них в математическом, другой — в физическом и третий — в биологическом классах. При этом известно:
• Если Петр математик, то Сергей не физик.
• Если Роман не физик, то Петр математик.
• Если Сергей не математик, то Роман биолог.
Определи специальность каждого.
Русский язык.
Упражнение 1.
Вместо вопросительного знака поставьте подходящую букву или цифру. Ответ объясните.
- учитель -- с, учительский – п, учит-?
(учитель – сущ., учительский – прил., учит – глагол)
- учит – у, шьет – п, лечит – ?
(учит – учитель, шьет – портной, лечит – врач)
- учитель – и, учителю – д, учителем – ?
- учитель – 3, ученица – 4, библиотекарь – ?
- ученица – ж, ученик – м, кресло – ?
|