Масленица – один из самых радостных и светлых праздников.
Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к
другу в гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была
связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она
стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще
не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы,
имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой
символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним
поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и
не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и
безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица
продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от
любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно
время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался
утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и
весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы
россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни
грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были
совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр,
известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице
устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и
был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и
масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись
отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не
удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I,
устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие
под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу
маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была
представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство,
чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением
мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На
льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными
павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми
ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века
славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и
достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время
было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая
торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями,
орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили
скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились
действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка.
Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями
и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали
полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы
осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали
хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в
ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях.
Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись
разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными
санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки,
вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. С
пылу с жару подавались они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с
грибами, с севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус. Они пеклись
и поедались в несметных количествах.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды.
В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем».
В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались
поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели
словами или поступками.