Новые комментарии |
---|
павел лухманов написал: гавно а не программа даже 1 примера не ришила а у Людмила написал: как скачать программу? Акерке написал: kak mozhno skachat etogo saita? |
|
Каталог файлов
Система модернизации
| 11.01.2010, 12:34 |
Система модернизации содержания, структуры и организации предмета «Технология» как важнейший аспект развития личности учащегося Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которых становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование. Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Важнейшими ключевыми компетентностями на современном этапе должны стать: · Аналитико – деятельностная; · Прогностическая; · Коммуникативная; · Информационная; · Рефлексивная. Все те требования, которые предъявляются к школе в настоящее время и которые школа в состоянии предоставить учащимся в соответствии с их социальным заказом, более или менее совпадающим с заказом современного общества (при сохранении в качестве преобладающей классно-урочной формы обучения), по сути, является решением одной единственной задачи – обеспечить функциональную грамотность всего подрастающего поколения. При этом под функциональной грамотностью понимается владение выпускником школы системой операций (с условиями их применения), обеспечивающих а) непосредственное самосохранение здоровья, трудоспособности, б) житейские нужды, также способствующие самосохранению, в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей, г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями, д) приобретений знаний из самых разнообразных источников информации, е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей. В соответствии с данными понятиями предмет Технология не просто приобретает ведущее значение, но и требует кардинальной перестройки содержания, структуры и организации преподавания. В толковом словаре определение «технология» таково - это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве. В соответствии с представлением о предмете важнейшей стороной инновационной деятельности в развитии Технологии должна стать деятельностная парадигма, причем деятельность должна стать осознанной и принятой учащимися. Новый базисный план для общеобразовательных учреждений требует от преподавателей технологии творчества, глубоких знаний психологии, широкого кругозора, современного подхода к учебному процессу. В отношении учебного процесса по предмету это выражается в перестройки технологии обучения на проектную деятельность, ориентированную на прогностическую и информационную компетентность. Руководствуясь новыми требованиями к образовательному процессу, можно сказать, что учителя технологии должны переходить на новый уровень преподавания предмета. Образовательная область «технология» в современном процессе обучения является той составляющей, в которые в большей степени вошли и закрепились инновационные технологии и методы обучения. При общем сокращении часов по предмету, в область технологии внедряются основные современные подходы: · Проектная технология; · социально значимая деятельность; · краеведческий компонент народных промыслов и ремесел (исследование и поиск); · информационно – коммуникативные технологии деятельности (компьютерное моделирование, конструирование, изготовление социальных роликов); · современно преломленные компоненты обслуживающего труда (ландшафтный и интерьерный дизайн) Хотелось бы поделиться тем, какие новые методы, методики и техники обучения на уроках применяется мною. Основная технология, без которой не обходится ни одна изучаемая тема - творческий проект. Творческий проект достаточно трудоемкая работа, основанная на исследовательской деятельности. На уроках технологии основными формами проектирования стали социальные проекты. Социальные проекты значимы для учащихся больше, чем просто творчество. С помощью таких проектов они учатся выстраивать полезную обществу деятельность, помогать людям, делать добро своими руками и учатся самообслуживанию. Когда ребенок понимает, что его работа важна и нужна людям, он старается выполнить ее лучше, качественнее, творчески. Постоянным клиентом наших социальных проектов является детское дошкольное учреждение. За последние 3 года были выполнены для детского комбината следующие проекты. 1.Национальный костюм. Учащиеся 6-7 классов изготовили национальные костюмы, это не только являлось проектной деятельностью, но и в процессе создания костюмов решался вопрос толерантности и дружбы между народами. Для того чтобы костюм действительно соответствовал той или иной национальности, сначала изучалась специальная литература, создавались варианты эскизов, и только потом костюмы шились. 2.Социальный проект «Вторая жизнь вещам». Данный проект стал не только для малышей удивлением, но и хорошим жизненным уроком. Проект состоит из восстановления испорченных старых игрушек детского сада и придания им «второй жизни». На уроке было проведено обсуждение того, что же можно сделать из старых поломанных игрушек. Дома учащиеся разработали эскизы. Несколько уроков шла работа по окончательному построению эскизов новых игрушек и только после этого учащиеся приступили к изготовлению изделий. Готовые игрушки, переданные в детский сад, удивили малышей после преобразования и очень обрадовали. Именно такая творческая, конструкторская деятельность развивает в ребенке способность мыслить, анализировать. 3.Самообслуживание. Казалось бы, простое изделие фартук, но и его мы шьем не просто для себя. Наши дети тоже изготавливают их для малышей, но не только фартуки, но и косынки и нарукавники. 4. Ландшафтный дизайн. Очень модное и распространенное направление в современном мире – это ландшафтный дизайн. Осуществить желание заниматься ландшафтным дизайном не всегда просто. Но нашим ученикам предоставлена такая возможность. На территории детского комбината был оформлен «Китайский садик», на территории школы «Альпийская горка», Каждый год учащиеся оформляют пришкольную клумбу, и это опираясь на основные течения ландшафтного дизайна. Данный вид деятельности воспитывает культуру труда, любовь к природе, дает возможность самореализации, развивает творчество, формируется художественный и эстетический вкус. 5.Школа и поселок. Каждый год проходят выставки ко дню поселка. Мы оформляем ширмы, на которых располагаем изделия учащихся выполненные за год. Это не только предметы рукоделия, но и фитовыставки, где представляем букеты и изделия из природного материала. Такие выставки, способствуют повышению самооценки ученика, они дают возможность увидеть эмоции людей. Проектная деятельность многогранна, она предполагает творческий подход, развитие критического и аналитического мышления, экономических и экологических знаний, исследовательской деятельности, дизайнерского решения. Для выполнения творческих проектов учащиеся используют компьютерные технологии, например, программы по моделированию и конструированию. Сеть «Интернет» является неотъемлемой составляющей проекта. «Интернет» помогает найти историческую справку, варианты идей, и т.д. Для защиты рефератом учащиеся готовят презентацию или создают небольшой фильм по теме проекта. Таким образом, и фильм и презентация становится также объектом проектирования, уже с использованием компьютерных технологий. Темы реферативных работ Технология - предмет, результаты которого видны практически сразу. Это не только изделия учащихся, но и их творческая мысль, идеи. Следует помнить, что в совместной творческой работе, обмене опытом со сверстниками других школ рождаются новые идеи, проекты, а иногда меняются взгляды на тот или иной процесс. Именно по этой причине мы систематически оформляем выставки творческих работ в музее С.Д.Дрожжина поселка Новозавидовский. Причем экспонаты выставки принадлежат учителю и обучающимся. Эти выставки способствуют формированию самоуважения и самореализации обучающихся. Основной воспитательной задачей в 9-10 классах является профилактическая работа по предупреждению адиктивного поведения подростков. В целях совмещения воспитательных задач по профилактике наркомании и формирования учебной информационной компетентности, обучающиеся при поддержке учителя и с использованием Интернет - ресурсов разрабатывают плакаты и социальные открытки по профилактике адикции у детей. Интересной работой является создание социальных видеороликов на темы: «Мир без наркотиков», «Узнай о курении все», «Алкоголизм и дети» и т.д. Созданные учащимися рекламные ролики дают возможность выявления проблемы и глубоко осознанной стратегии здорового поведения. Ученик, создавший социальную рекламу, демонстрируя ее другим как продукт своего труда, несет осознанную информацию сверстникам о негативе данной зависимости. Именно такая деятельность является высоко мотивационной в пропаганде здорового образа жизни и предупреждении химических зависимостей. Вариативность и индивидуализация образовательных траекторий реализуется в нашей стране на современном этапе через предпрофильную подготовку и профильное образование на старшей ступени. Большое значение в данном направлении имеют современные значимо измененные уроки технологии, на которых учащиеся знакомится с профессиями, проходят тестирование, определяет личные склонности и профессиональные пристрастии к той или иной сфере деятельности. В рамках предпрофильной подготовки необходимы занятия и по формированию личности, самоуважению, позитивной «Я – концепции». Выбор профессии является сложной социо - культурной задачей – это всегда долгие размышления и сомнения. Для того чтобы учащиеся имели достаточно полное представление о мире профессий ежегодно проходят конференции в 9 классе под названием «Я и мое будущее». На конференциях демонстрируются фильмы, презентации, докладами о профессиях. Приглашаются люди разных профессий, для того чтобы рассказать учащимся о практической стороне той или иной профессии и специальности. Учебник технологии знакомит учащихся с написанием бизнес-плана. Но материал, который предлагает учебный план краткий. Я решила на основе блока «Основы предпринимательства», разработать элективный курс, где дается полное представление о профессии предпринимателя, изучаются нормативные документы, осуществляется знакомство с правовой базой связанной с открытием своего дела. Элективный курс предусматривает изучение экономики, знакомство с бухгалтерским делом, а так же учащиеся учатся писать балансовый отчет. На примере бизнес-плана ученик осознают, то, что правильно выстроенная цепочка действий дает возможность быть успешным в жизни. Бизнес план учит детей принимать самостоятельные и верные решения, присчитывать каждый шаг. Это действительно инновация, так как для того чтобы разработать бизнес-план нужно рассчитать финансовую часть, определить персонал, оборудовать помещение, разработать рекламу предприятия, проанализировать конкуренцию, выстроить маркетинговую стратегию и т.д. В процессе разработки бизнес-плана используется компьютерные технологии. В первую очередь все документы бизнес-плана должны быть выполнены в компьютерном варианте, большое количество схем, таблиц выполненных в программе Excel. Одной из важнейших сторон преподавания технологии, как предмета самообслуживания, является формирование стратегии здорового поведения и, прежде всего, рационального питания, так как в настоящее время по данным XI съезда педиатров заболевания органов питания вышли у школьников на первое место. Достаточно большое количество учебного времени в каждом классе уделяется теме «Правильное питание». В современном обществе данная тема актуальна, поэтому на уроках важно не только рассказывать о технологии приготовления пищи, но и информировать их о значимости витаминов и других нутриентов питания. В этом блоке осуществляется учебная деятельность как фактор формирования здорового образа жизни и функциональной грамотности учащихся. Этот раздел не просто важен, но и жизненно необходим. При низком уровне культуры здоровья сельского населения и соответственно большинства семей, формирование здорового образа жизни является важнейшей стороной образовательной деятельности. Преподавая раздел «Кулинария» я формирую у детей модель здорового питания, как части модели здорового поведения, что особенно важно для сохранения их здоровья и долголетия в будущем. Каждый класс ведет исследовательскую работу по изучению продуктов питания. Вот некоторые темы исследовательских работ: «Полуфабрикаты», «Вегетарианская пища», «Микроэлементы», «Состояние крови», «Микроэлементы, влияющие на работу сердца», «Вода - жизнь», «Сколько солить?» и т.д. Такая исследовательская деятельность формирует культуру здоровья, способность дать оценку тем или иным диетам или видам питания. В рамках новых стандартов в предмет «Технология» должен входить региональный компонент. Не смотря на то, что воспитанию и обучению подрастающего поколения уделяется много внимания и времени - реализуются соц. проекты, создаются адаптированные программы, учитывающие индивидуальные способности ребенка – существуют проблемы, которые не всегда возможно решить сразу. Наши дети, часто остаются без должного внимания взрослого, а самое главное без занятия, которое приносило бы им удовлетворение, так как соответствовало бы их интересам и потребностям, способствовало бы их развитию и личностному росту. Часто ребенок вырастает, не обладая навыками самообслуживания, не умея создать что-то красивое, ценное своим трудом, а потому и не уважает труд. Наши дети не уважают труд других людей, не понимают, что каждый человек прикладывает усилия и творчество в любой трудовой деятельности. Многие семьи потеряли исторические традиции, благодаря которым готовили детей к взрослой жизни, прививали трудовые навыки, воспитывали, желание трудится. С помощью привития интереса к народным промыслам можно воспитывать в ребенке умение трудиться, создавать своими руками красоту и нести ее людям. Главное показать детям, что они могут сами изготавливать целостный предмет, который станет для них значимый и уникальный. С помощью народных промыслов можно, частично, решить проблему возрождения института семьи. Занятия народными промыслами будут развивать мелкую мускулатуру рук, что в свою очередь способствует развитию мозговой деятельности. Еще одна, проблема, в том, что школьники не достаточно знают, историю своего родного края, не могут ответить на вопрос, где находится, то или иное предприятие, что на нем производится, какие профессии там существуют. Возможно это оттого, что им не интересно, и этот интерес не кому вызвать. С помощью этого курса ребята расширят знания о своем родном крае. Почувствуют гордость за своих предков. Появится интерес к жизни простого народа, поймут из трудности, проблемы. Научатся изготавливать изделия народных помыслов, что даст почувствовать ребенку себя нужным обществу, умеющим создать материальную ценность, предмет созерцания и красоты. Программа краеведческого характера. Построена с тем условием, что дети получают не только знания о народных промыслах, но и изучают историю промысла, технологический процесс, узнают особенности профессий связанных с данной деятельности, чем осуществляется предпрофильная подготовка учащихся. Особенностью курса является, то, что по всем изученным темам учащиеся ведут поисковую деятельность, создают своими руками по каждому виду изделия, защищают творческий проект, а так же посещают фабрики, музеи, для них проводится мастер-класс. Программа построена с учетом параллельного сотрудничества с учителями других предметов (биологии, истории, географии, химии), для того, чтобы дети понимали, что все взаимосвязано и одно без другого существовать не может. Данная программа знакомит учащихся с историей и культурой Тверской земли. Изучает быт тверичан. Она дает возможность понять историю своего народа, особенности развития общества, творческий потенциал наших предков. Программа знакомит учащихся с историей и развитием Конаковского фаянсового завода, изучает технологию и особенности изготовления тверской свистульки. Дети знакомятся с элементами торжокской золотной вышивки и тверской народной вышивки. Программа рассказывает об истории Завидовской елочной игрушки, как художественном производстве, некогда существовавшем на территории Конаковского района. В этом году началась работа по созданию дистанционного обучения по предмету для учащихся 5-9 классов. Данный инновационный вид дидактики дает каждому ребенку возможность опережающего обучения или просто поможет вспомнить забытую информацию. На самом деле это действительно нужно, так как образование выходит на новый уровень, принимает новые стандарты и мы, педагоги, должны быть активными участниками, внедряющими инновационные технологии в учебную деятельность. Мною в целях дистанционного обучения подготовлены методические рекомендации для учащихся по всем разделам программы с пятого по 9 классы, содержащие нормативную базу, технологии выполнения заданий и тесты для самопроверки. Таким образом, инновационная составляющая стандарта образования по предмету «Технология» в корне меняет саму парадигму предмета. Прежние подходы освоения знаний, умений и навыков по всем разделам программы перестраиваются на компетентностный, мировоззренческий подход, формирующий не просто понятия, а представления, не умения, а отношения к изученному материалу и на их основе грамотную, осознанно выбранную стратегию поведения. В целях выявления одаренных детей и детей с высоким творческим потенциалом, в сентябре, мною были проведены исследования. В качестве исследования взяты тесты «Незавершенные фигуры» 5-8 класс, тест на выявление «Невербальной креативности» 9 класс - английского психолога Е. Торренса. Данный тест идеально подходит для исследования способностей художественно-технологического цикла. При анализе тестов были сделаны следующие выводы. Уровень творчества учащихся с возрастом возрастает. Считаю, что данное тестирование нужно обязательно повторить через год, это будет свидетельствовать развитию интеллекта (Ж.Пиаже «Психология интеллекта», 1994 г, Москва, Международная педагогическая академия). Для работы с учащимися с высокой степенью творческого потенциала разработана комплексная общешкольная программа. В ходе анализа и изучения соответствующей литературы я пришла к выводу, что данный вопрос в настоящее время актуален, так как современные социально-экономические условия в нашей стране диктуют необходимость развивать в будущем гражданине качества творческого делового человека, формировать людей активных, предприимчивых, готовых к принятию неординарных самостоятельных решений. Результаты, полученные в ходе исследования, будут включены в программу развития творческих способностей учащихся на уроках технологии. Образовательный процесс на уроках технологии построен на основе проблемного обучения. Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний пол средствам решения творческих и практических проблем, задач в создавшихся для этого проблемных ситуациях. Перед учащимися ставится проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно0 исследуют пути и способы ее решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Основным доказательством проблемного обучения на уроках технологии является творческий проект. Проблемное обучение включает несколько этапов: 1. Создание общей проблемной ситуации; 2. Ее анализ, формулировка конкретной проблемы; 3. Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их); 4. Проверка правильности решения проблемы. Проблемное обучение способствует подготовке учеников к взрослой жизни. Данный вид дидактики учит детей решать трудные жизненные задачи, адекватно реагировать на сложные ситуации. По мнению В. Оконя (известный польский ученый), роль учителя состоит в том, чтобы ученик почувствовал трудности практического и теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал ее сам, захотел решить проблему, решил ее. В. А. Крутецкий сформулировал уровни проблемности обучения. Можно определить какому уровню проблемного обучения относятся ученики по классам. 5-6 класс, первый уровень, то есть учитель ставит проблему, ученики, самостоятельно или под его руководством находят решение. учитель направляет ученика на самостоятельные поиски (частично-поисковый метод). 7-9 класс, второй уровень, то есть ученики ставят проблему. Учитель помогает ее решить. На данном этапе у ученика формируется способность самостоятельно формулировать проблему. 10-11 класс, третий уровень, то есть ученик сам ставит проблему и самостоятельно ее решает. Учитель не указывает на проблему. Ученик должен ее сам увидеть, сформулировать способы ее решения и решить. В связи с модернизацией учебного процесса и опережающего обучения на уроках технологии, достигла перехода обучающихся 8 класса на третий уровень проблемного обучения. Эта система дает возможность учителю быть в качестве ведущего, руководителя проектной деятельности учеников. Конечно, если ученики испытывают затруднения при решении проблемной задачи, учитель вводит дополнительную информацию, или снижает степень проблемности и переводит учеников на более низкий уровень проблемно-эвристического обучения. Таким образом, в условиях проблемного обучения развитие активности в умственной деятельности учащихся можно характеризовать как переход от действий, стимулируемых знаниями учителя, к самостоятельной постановке вопросов. От действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше – к выборке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать их. |
Категория: Заметка | Добавил: qwaszx
|
Просмотров: 1392 | Загрузок: 33
| Рейтинг: 3.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Статистика |
---|
» Зарег. на сайте Всего: 663 Новых за месяц: 0 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 » Из них Администраторов: 2 Модераторов: 1
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Пользователи, посетившие сайт за текущий день :
|
Файлы сайта |
---|
Комментарии: 132 Форум: 92/412 Фото: 1127 Дневник: 13 Новости: 78 Файлы: 27 Статей: 65 Гостевая книга: 21
|
|